(Масловский Евгений Александрович; 15.01.1878, г. Ливны Орловской губ.- 24.10.1937, Томск), сщмч. (пам. 11 окт., в Соборе Курских святых, Соборе Рязанских святых и Соборе Новомучеников и исповедников Церкви Русской), архиеп. Рязанский и Шацкий. Из дворянской чиновной семьи, рано лишился матери. С детства отличался смирением и благочестием. После окончания Гродненской классической гимназии поступил в 1899 г. в КазДА. Во время учебы стал духовным сыном старца иеросхим. прп. Гавриила (Зырянова), поддержавшего его стремление к скорейшему принятию монашеского пострига. 10 февр. 1901 г. ректором КазДА Чистопольским еп. Алексием (Молчановым) пострижен в монашество с именем Иувеналий в честь свт. Иувеналия, патриарха Иерусалимского. 25 февр. того же года рукоположен во диакона, 31 июня 1902 г. Казанским и Свияжским архиеп. Димитрием (Самбикиным) рукоположен во иерея. В 1903 г. окончил КазДА со званием кандидата богословия. Был направлен для служения в Урмийскую духовную миссию среди правосл. ассирийцев на северо-западе Ирана.
С 1904 г. преподавал гомилетику в Псковской ДС. В апр. 1906 г. назначен временно исполняющим обязанности настоятеля Великопустынского Спасо-Елеазарова муж. мон-ря (см. Елеазаров во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста монастырь). В июне был возведен в сан игумена, а 4 окт. того же года указом Синода утвержден настоятелем Елеазаровского монастыря, преобразованного в общежительную пустынь. Старшую братию составили переселившиеся в Елеазаровский мон-рь насельники Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни Духовником обители И. пригласил стать своего духовного отца схиархим. прп. Гавриила (Зырянова), проживавшего в обители с кон. июля 1908 по авг. 1915 г. Для него рядом с монастырским собором был построен деревянный дом с домовым храмом во имя арх. Гавриила. Прп. Гавриила посещали в обители его духовные дети, в том числе вел. кнг. прмч. Елисавета Феодоровна, покровительствовавшая мон-рю. 16 окт. 1910 г. И. был назначен настоятелем Юрьева новгородского мужского монастыря. 14 ноября того же года возведен в сан архимандрита.
24 авг. 1914 г. хиротонисан во епископа Каширского. Стал викарием Тульской епархии. Хиротонию в Троицком соборе Александро-Невской лавры С.-Петербурга возглавил С.-Петербургский и Ладожский митр. сщмч. Владимир (Богоявленский). На протяжении 3 лет И. был ближайшим помощником Тульского и Белёвского архиеп. Парфения (Левицкого).
Награжден орденом св. Анны 2-й (1913) и 1-й (1916) степени.
29 июля 1917 г. после ухода архиеп. Парфения на покой назначен епископом Тульским и Белёвским (с 1919 - Тульский и Венёвский, с 1920 - Тульский и Одоевский). Участник Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. После установления советской власти подвергался травле в печати. Был ранен во время расстрела красноармейцами в Туле 15 февр. 1918 г. общегородского крестного хода. 8 авг. 1918 г. на Поместном Соборе было зачитано донесение И. о захвате Тульского архиерейского дома и размещении в нем губотдела ЧК. В мае 1920 г. имя И. упоминается среди членов Свящ. Синода и Высшего Церковного Совета. Во время кампании по изъятию церковных ценностей весной 1922 г. на переговорах с представителями властей заявлял, что придерживается позиции, изложенной в послании Патриарха св. Тихона. В апр. на колокольне тульского Казанского собора произошло чудесное явление иконы Божией Матери, что вызвало массовое паломничество к храму. Власти разогнали народ и изъяли икону. И. был арестован вместе с клиром собора и привлечен к суду революционного трибунала. И. обвиняли в совершении молебна перед явленной на колокольне Казанского храма иконой Божией Матери («использование религиозных предрассудков масс») и в противодействии изъятию церковных ценностей. 16 июля 1922 г., после открытого судебного процесса, приговорен Тульским губернским ревтрибуналом к 10 годам заключения.
Находился в тюрьме Тулы. 21 нояб. 1922 г. срок наказания был уменьшен вдвое по амнистии в связи с 5-летием социалистической революции. В 1923 г. освобожден досрочно. 17 окт. того же года возведен в сан архиепископа и назначен управляющим Курской и Обоянской епархии. Принимал меры по борьбе с обновленцами. В нояб. 1923 г. стал автором получившего известность обличительного письма к перешедшему в обновленчество прежнему своему викарию епископу бывш. Епифанскому Виталию (Введенскому, в обновленческом расколе - митрополит, после возвращения в Православную Церковь - архиепископ). В февр. 1924 г. И. был вновь арестован. Обвинялся в «антисоветской агитации и контрреволюционной деятельности». В февр. 1925 г. решением особого совещания при Коллегии ОГПУ приговорен к 3 годам заключения в Соловецком лагере, где служил сторожем.
В СЛОН начал работу над «Архиерейским Торжественником», посвященным литургической практике архиерейских служб. Объемный труд включал в себя ок. 3 тыс. страниц. И. стремился осветить историю древнерусских архиерейских служб и связать ее с современной ему церковной практикой, чтобы вывести единые правила для всех архиерейских служб в разнообразных их чинопоследованиях. Стал одним из авторов составленной в 1926 г. «Памятной записки соловецких епископов» - послания заключенных архиереев к руководству СССР, в котором констатировалось тяжелое положение Церкви при атеистическом режиме и предлагались пути урегулирования церковно-гос. отношений. Освобожден из заключения по ходатайству Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) после издания «Декларации» 1927 г. После возвращения из лагеря выступил в марте 1928 г. с заявлением от имени находившихся на Соловках архиереев в поддержку выраженного в «Декларации» курса митр. Сергия на лояльность к советской власти. 10 мая (27 апр.?) назначен архиепископом Рязанским и Зарайским (с 7 авг. того же года - Рязанский и Шацкий), стал членом Временного Свящ. Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя. В мае 1928 г. вместе со свящ. Владимиром Воробьёвым посетил в Ярославле прервавшего общение с митр. Сергием Ярославского митр. священноисп. Агафангела (Преображенского) и убедил его примириться с Заместителем Местоблюстителя.
По прибытии в Рязань долго не мог найти себе жилье, пока не поселился близ рязанского храма в честь Благовещения Пресв. Богородицы. Жил стесненно, большую часть времени проводил в храме за богослужениями. «Присутствовать на его службе было истинное наслаждение. Знаток церковных уставов восточной церкви, он ввел в службу церковную много новшеств, заимствованных из Афона, из Иерусалима. Все во владыке изумляло и восхищало. Особенно он полюбился рязанцам тем, что даже после длительных служб каждого благословлял неизменно с приветливой улыбкой и не прекращал благословения, пока последний из молящихся не подходил к нему - сколько бы человек ни было в храме»,- писал рязанский историк и краевед С. Д. Яхонтов. (ГАРО. Ф. Р-2798. Оп. 1. Д. 98. Л. 25).
Священнослужители-певцы из клира составили церковный хор, к-рый пел прекраснее правых хоров всех приходских храмов Рязани. В хор входили келейник И. игум. Евгений (Анохин), протодиак. Василий Баландин и др. За всенощными бдениями стихиры пелись на глас, обязательно с канонархом, так что содержание их до последнего слова было понятно молящимся. Особенно трогательными были великопостные службы - еженедельные пассии с чтением акафиста Страстям Христовым и пением ирмосов «Волною морскою». Именно И. ввел в рязанских храмах особый чин молебного пения Пресв. Богородице, именуемый Параклисисом, служащийся во все, кроме воскресных, дни Успенского поста и состоящий из пения нараспев канона Божией Матери и чтения акафиста Ее Успению (этот чин совершается в рязанских храмах и в наши дни).
На богослужениях, проводимых И., всегда присутствовало множество детей. По городу ходили слухи, что родители не могли их удержать дома - так велико было их желание быть рядом с архипастырем в храме и служить Богу. Девушки, подростки и маленькие дети проводили в кафедральном соборе целые дни, украшая храм. Девушки содержали и весь храм в чистоте: сметали пыль, мыли полы, смотрели за свечами - это был древний вост. христ. обычай, к-рый поддерживал И. Он был прекрасным проповедником: каждое его слово было глубоко продумано и прочувствовано, трогало сердца людей. Когда был закрыт и отобран кафедральный собор в кремле Рязани, И. часто служил в городском Скорбященском храме. За ревностное и благолепное служение ко дню Святой Пасхи 19 апр. 1932 г. И. был награжден правом ношения креста на клобуке.
Особое беспокойство властей вызывало то, что И. принимал в епархию возвращавшихся из ссылок священнослужителей, ставил их на приходы, помогал материально, давал приют, когда священников изгоняли местные власти. Вопреки запретам проводил монашеские постриги. Им был пострижен с именем Фотий вернувшийся из ссылки прот. Александр Пурлевский, буд. епископ Читинский. В Рязань прибыл после ссылки сщмч. Александр Андреев, назначенный И. 2-м священником к Скорбященскому кладбищенскому храму Рязани. Позже Александр Андреев был возведен И. в сан протоиерея, стал настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». И. дал приход и сщмч. Николаю Постникову, которому не было места для служения в Московской епархии. Большое значение И. придавал награждениям священнослужителей за их духовные труды. Как писал С. Д. Яхонтов: «Слабостью или силою Ювеналия было награждение духовенства. У нас все священники в Рязани были митроносцы. И эти награды он давал в храме перед всем народом и объяснял, за что дается награда. Народ очень вслушивался в его реплики и, кажется, впервые уразумевал, что это за труды и действительные заслуги…» (ГАРО. Ф. Р-2798. Оп. 1. Д. 98. Л. 29).
В Рязани И. продолжал научную работу над «Архиерейским Торжественником». Он отпечатал свой 6-томный труд на пишущей машинке и составил к нему примерный алфавитный указатель. И. посетил Серпуховской еп. Мануил (Лемешевский; впосл. митрополит), списавший себе краткое оглавление «Архиерейского Торжественника»: О церковном священнослужении архиерейском, в этой части была 141 глава; Месяцеслов архиерейский, 78 глав; Св. Четыредесятница, 70 глав; Общая и тома 5-6, 127 глав. Всего «Архиерейский Торжественник» включал 416 глав. Судьба этого произведения была трагична. В 1935 г. рукопись взяли для сверки и перепечатывания знакомые И. У них при пожаре рукопись погибла в огне. Т. о., от громадного, вполне законченного ценного литургического исследования осталось только его оглавление.
22 янв. 1936 г. И. был арестован во время массовых репрессий против священнослужителей Рязанской епархии. Всего по делу И. проходило 27 чел., в основном из числа приходского духовенства епархии. Содержался сначала в тюрьме Рязани, потом был переведен в Москву, находился в Таганской, затем Бутырской тюрьме. И. обвиняли в том, что он являлся «организатором и вдохновителем контрреволюционной группы духовенства, монашества и церковников». По мнению следствия, И. «концентрировал в подчиненной ему епархии духовенство и монашество, отбывавшее наказание за контрреволюционную деятельность... привлекал в состав церковного актива учащуюся молодежь... вел контрреволюционные суждения о притеснениях и гонении православной церкви и верующих со стороны Советской Власти, непосильных налогах, плохом материальном положении колхозников». На допросах И. не скрывал своих взглядов: «К советской власти отношусь лояльно, но как верующий не могу согласиться с мероприятиями советской власти в вопросе насильственного закрытия церквей и ликвидации монастырей, разрушению храмов» (Архив УФСБ РФ по Рязанской обл. Д. 9611. Л. 25). Подтвердил, что призывал священников и прихожан храмов, закрытых местными властями, бороться за их открытие, обращаясь в вышестоящие инстанции и требуя исполнения советских законов. 4 апр. 1936 г. особым совещанием при НКВД СССР приговорен к 5 годам ИТЛ.
Первоначально отбывал наказание в Сиблаге близ Мариинска (ныне Кемеровской обл.). Был заведующим кладовой инструментов, сторожем в зернохранилище, счетоводом на ферме. Переписывался с духовными детьми через своего бескорыстного секретаря-делопроизводителя Анну Константиновну Арнольди. Всего из мест заключения от И. пришло 24 послания. Нек-рые из них - короткие открытки, но все они проникнуты благодарностью Господу за все, что Он ему ниспосылает. «Вспоминаю незабываемую Рязань,- писал И. в авг. 1936 г.,- живу ее пленительными воспоминаниями всего прекрасного, высокого, красивого в лучшем понимании этих слов. Думаю, что и вы сохраните добрые традиции и воскресите все, что было так для нас утешительно. Прошу вас всех об одном - не забывайте меня в своих молитвах - они дороже для меня всего. В них я вижу себе поддержку и непрекращающуюся взаимную любовь».
Летом 1937 г. И. был переведен в колонию массовых работ в Томске. 3 сент. взят под стражу. Привлечен к делу о якобы обнаруженной в колонии группе «контрреволюционной кадетско-монархической организации церковников «Союз Спасения России»». Вместе с И. были привлечены находившиеся в Томске в заключении священнослужители, в т. ч. Ростовский и Азовский архиеп. Дионисий (Прозоровский) и пребывавший в григорианском расколе Раненбургский еп. Иоанн (Киструсский). 13 окт. решением Особой тройки УНКВД Западно-Сибирского края И. вместе с др. обвиняемыми был приговорен к смертной казни. Расстрелян в ночь с 24 на 25 окт. 1937 г. на Каштачной горе в Томске. Захоронен в общей могиле. Ныне в Томске на месте мученической кончины И. на Каштачной горе стоит памятный крест.
23 июня 1993 г. Постановлением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя И. было внесено в Собор Рязанских святых. Определением Свящ. Синода РПЦ от 14 авг. 2002 г. имя И. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. В 2004 г. в Рязани создан «Фонд священномученика Иувеналия Рязанского».